ЭЛФИ
В центре подготовки учителей
Катя спустилась по лестнице, напоминавшей изгибами винтовую, и задержалась около одного из студенческих рисунков на боковой стене.
— Хорошо, что ты еще здесь, — подошла к ней фрау Ланге. — Надо поговорить.
Они прошли в зал, где к огромному окну, густо занавешенному малиновым тюлем, ярусами поднимались кресла.
— Ты хочешь поехать на практику в Испанию? — спросила фрау Ланге.
— Да. Оттуда уже пришло приглашение.
Катя смотрела внимательно и дружелюбно.
— А ты не хочешь поработать в нашей центральной школе?
Вопрос был неожиданным.
— Хочу, — ответила Катя, — но они не берут практикантов.
Во взгляде фрау Ланге промелькнуло облегчение.
— Они возьмут, — заверила она. — Мы для них — основной поставщик учителей, поэтому с нашим мнением считаются.
— Но что я буду там делать? Какая из моих специализаций может их заинтересовать?
— Ты будешь вести русский язык как иностранный в первом классе.
— Наверное, вы имеете в виду, что я буду присутствовать на уроках? Кто-то ведь сейчас ведет у них занятия.
— Ты будешь работать совершенно самостоятельно.
Катя молчала, ожидая пояснений.
— Учительница русского языка отказалась проводить уроки в этом классе.
Фрау Ланге сделала небольшую паузу и продолжила:
— У них всего восемнадцать человек. Это немного. Обычно в школах нашего направления в первых классах бывает более тридцати. Моя дочь учится в этом классе.
— Вот как! — воскликнула Катя. — Но в чем причина отказа учительницы?
— Причина имеет вполне определенное имя — Элфи.
— Это какой-то сложный ученик?
— Нет. Но я не смогу объяснить тебе, кто он такой. Я не знаю этого.
Катя пыталась хоть что-то понять.
— Но ведь откуда-то же появилось это имя!
— Из детского сада. Почти все дети этого первого класса воспитывались в одном из наших детских садов. Элфи пришел в школу вместе с ними.
— Тогда вы наверняка раньше слышали о нем от дочери?
— Слышала — как и другие родители. Но мы считали, что это просто детская фантазия. Элфи упоминался как участник игр наряду с реально существующими детьми.
— Чем же помешал он учительнице русского языка?
— Скорее, она ему. Учительница не понравилась Элфи. Так сообщила мне моя дочь. При ее появлении он сердится, темнеет и не хочет ни с кем играть. В результате класс отказывается работать.
— А что говорят классный руководитель и учителя по другим предметам?
— Они отмечают некоторые особенности класса, но не видят в них какой-то неразрешимой проблемы.
— Значит, нестандартная ситуация возникает только на уроках русского языка?
— Да.
— А учительница, отказавшаяся от проведения уроков, видимо, немка?
— Да.
— И вы хотите посмотреть, как Элфи будет реагировать на русскую?
— Да.
В глазах Кати появились веселые искорки.
— Ну тогда я согласна, — сказала она. — Мне это очень интересно.
В школе
Фрау Ланге подвела Катю к двери школьного кабинета.
— Слышишь шум? Это твои ученики. Не удивляйся, что они будут называть тебя госпожой Орловой и в то же время обращаться к тебе на «ты». Так принято в этой школе в младших классах — для простоты. Иди. Пусть все у тебя получится.
Катя вошла в кабинет. В нем не было столов. Это полностью соответствовало педагогическому правилу о том, что первоклассники должны легко перемещать скамейки с места на место, быстро освобождая пространство для игр и хороводов.
Детские голоса стихли. Катю окружило плотное кольцо с множеством любопытных пар глаз.
— Доброе утро, первый класс! — произнесла Катя общепринятую формулу приветствия.
— Доброе утро, госпожа Орлова! — по-русски ответил ей хор.
— Ты пришла с нами играть? — подергала Катю за руку маленькая девочка.
— Да, и принесла с собой много игрушек. Как тебя зовут?
— Матильда.
— А меня зовут Йохан, — потянул Катю за другую руку мальчик. — Посмотри, Элфи тебе улыбается. Ты, наверное, его знаешь?
— Я скоро всех вас узнаю. Садитесь вокруг меня на скамейки.
Дети мигом разбежались и образовали большой круг.
— Как тебя зовут? — подошла Катя к девочке с длинными волнистыми волосами.
— Меня зовут Леони, — ответила та.
— А тебя как зовут? — обратилась Катя к сидящему рядом мальчику.
— Меня зовут Лукас, — последовал ответ.
Катя переходила от одного ученика к другому, задавая по-русски один и тот же вопрос.
— А Элфи умеет говорить? — спросила она у девочки, завершающей круг.
— Умеет! — уверенно кивнула пушистая головка. — Только не словами, а движениями. Ты не будешь обижать его?
— Конечно, нет. Он может играть вместе с нами.
Катя быстро достала мяч, разрисованный ромашками, и бросила его в центр круга, четко проговорив по-русски:
— Это зеленый мяч. А на нем — белые цветы.
Мячик запрыгал по полу. Но не успел он остановиться, как рядом с ним оказался еще один, точно такой же. И этот второй мячик был гораздо подвижнее. Он весело подпрыгивал — будто отталкивался невидимыми ножками. А потом он понесся по кругу. И дети сорвались с мест, со смехом догоняя его. Но это было еще не все. Промчавшись несколько раз по кругу, мячик превратился в зеленого кота, у которого из-за уха торчала белая ромашка. Кот лениво прошагал к центру, улегся там и уснул.
— Кот Васька, кот Васька! — зашептали дети, показывая друг другу жестами, что надо вести себя тихо.
Катя отреагировала мгновенно. Она взяла двоих детей за руки, показывая остальным, что надо образовать хоровод, и начала читать стишок:
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
На последних словах кот Васька внезапно подскочил и закрутился разноцветной каруселью. Дети побежали по кругу, увлекая Катю за собой. Она среагировала на ходу:
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
На перемену из кабинета вывалился огромный живой клубок. По центру его перемещалась Катя. А вокруг нее, что-то изображая жестами и мимикой, подпрыгивая и приседая, увлеченно щебетали восторженные малыши.
Фрау Ланге и руководитель класса наблюдали за происходящим издали.
— Похоже, ей удалось увидеть Элфи, — сказал руководитель. — Если это так, то она будет первой из нас, кто смог это сделать.
Дома
— Денек у тебя сегодня был непростой, — подвела итог небольшому обсуждению Мони, учительница, в квартире которой Катя снимала комнату. — То, что случилось в школе, уж точно нельзя назвать стандартным.
— Надо бы порыться по этому поводу в интернете. Но я даже не представляю, что надо искать.
«Поищи слово “элементал”», — беззвучно пронеслось у Кати в голове.
— Мони, ты что-нибудь слышала об элементалах? — тут же спросила она.
Та удивленно вскинула глаза.
— Почему ты это спросила? Откуда взялось это слово?
— Не знаю. В голове вдруг само возникло.
Мони о чем-то размышляла.
— Неужели Элфи — элементал? — наконец спросила она саму себя.
— Если тебя осенила догадка, то попробуй донести информацию и до меня, — попросила Катя.
— Элементалы считаются параллельной нам эволюцией. Это существа, которые не имеют определенной формы, но при взаимодействии с человеком отражают его мысли и чувства — как живая трехмерная фотография.
— Но почему мы не видим эти фотографии постоянно?
— Потому что наше зрение грубо.
— Ты хочешь сказать, что их видят маленькие дети?
— И ты тоже, что не менее удивительно.
— Получается, что и кот Васька, и карусель — все это взято из воображения детей?
— Да. Они ведь уже учили стишки, которые ты вспомнила на ходу, и сложили в головах определенные образы. Элфи эти образы скопировал и воспроизвел.
— И сделал он это классно, надо отметить. Но как ты думаешь, Мони, что могло произойти с учительницей русского языка?
— Скорее всего, Элфи отразил ее внутреннюю сущность, и она оказалась не очень светлой. А дети, как всегда, отреагировали на происходящее искренне и непосредственно.
— Наверное, если бы учительница знала, что Элфи, как зеркало, воспроизводит ее мысли, то постаралась бы показать себя в лучшем свете.
— Думаешь, это так просто? Вовсе нет. Человек может и не представлять себе, какие тараканы живут у него внутри. А от элементалов ничего не скроешь.
— Интересно, что такая проблема не возникала в школе раньше. Ведь в ней столько разных классов!
— Речь может идти только о самых первых. К шести — семи годам дети обычно теряют способность тонкого видения.
— Но почему это происходит именно с этим первым классом? В чем его особенность?
— В том, что он с детского сада идет одним коллективом. Возможно, возникает какое-то общее тонкое восприятие. Но, думаю, все это продлится недолго. Проблема исчезнет сама собой, как только дети придут после летних каникул во второй класс.
— Жалко! Мне кажется, что они потеряют многое, если Элфи исчезнет из их поля зрения.
— А ты не хотела бы узнать, почему способность тонкого видения проявилась и у тебя?
— Наверное, повлияло мое сильное желание. Я так хотела понять, что происходит в этом классе.
— Вполне возможно. Но может оказаться, что сам Элфи пожелал стать для тебя видимым. Среди этих существ есть обладающие весьма развитым сознанием.
Катя вдруг загорелась изнутри какой-то идеей.
— Послушай, Мони! — с воодушевлением сказала она. — Ведь те образы, в которых проявляется Элфи, очень наглядны. Дети тут же увязывают увиденные картины с русскими словами и выражениями. А это значит, что Элфи вполне может помочь мне закрепить у учеников навыки русского языка.
Мони от неожиданности рассмеялась:
— Ну знаешь ли, дорогая, что я могу сказать тебе по этому поводу? Это только русские могут додуматься до того, чтобы попытаться привлечь элементала к учебному процессу.
Поздним вечером
Катя приняла душ и направилась в свою комнату. Она включила свет и на мгновение замерла. На подоконнике сидел мальчик лет десяти — худенький, большеглазый, с очень светлыми волосами.
Катя поставила стул посреди комнаты и села.
— Ты Элфи? — обратилась она к мальчику.
— Да, — возник в ее голове ответ.
— Неужели Мони была права насчет элементалов?
— Вполне. Я действительно приглядываю за этой группой детей. Но скоро моя задача по отношению к ним будет выполнена.
— Чей образ ты принял сейчас?
— Твоего будущего сына.
— Но как его внешность может быть тебе известна, если я даже еще не замужем?
— И тем не менее ты уже знаешь его имя. Оно всплывет в твоем сознании, когда он родится. А замуж ты выйдешь скоро — за своего однокурсника.
— Но у меня нет таких планов. Скоро закончится обучение — и я вернусь в Россию.
— В Россию ты будешь приезжать каждое лето с мужем и детьми. Но жить тебе пока придется здесь.
— У меня не так много сокурсников, Элфи. И ни с одним из них у меня нет близких отношений.
— Это и понятно. Время для этого пока не пришло. Подожди немного.
— И чего же мне ждать еще? Можешь ли ты рассказать мне об основных моментах моего ближайшего будущего?
— Конечно. Сначала тебе предложат стипендию на дополнительный год обучения; потом — замуж; вслед за этим — полтора года работы на юге Африки вместе с мужем; наконец, возвращение в эти места в связи с рождением дочери, а вскоре и сына.
— Ничего себе программа!
— Согласен — очень насыщенная.
— А можем ли мы с тобой поговорить о возможности нашей общей работы?
— Тут и говорить не о чем. Твоя идея мне понравилась. Я помогу тебе своими картинами запечатлеть в памяти учеников все то, о чем ты будешь им рассказывать.
— Элфи, почему я вижу тебя, а другие нет? Я ведь не ребенок, который еще не потерял тонких способностей. Можешь ли ты мне это объяснить?
— Мони и здесь права. Ты видишь меня, потому что я сам пожелал быть для тебя видимым. А сейчас спи. Мы с тобой хорошо поработаем вместе в ближайшие дни.
Элфи уже стоял на подоконнике, словно собираясь уйти через окно.
— Наверное, тебе будет интересно еще одно мое предсказание, — сказал он на прощание. — Ты снова будешь работать в этой школе и доведешь своих бывших первоклассников до выпускных экзаменов.
Он исчез мгновенно. А у Кати уже не было сил на раздумья. Денек действительно выдался непростой.
Перед каникулами
Фрау Ланге, ожидавшая дочь с последнего урока, была удивлена отсутствием характерного для первого класса шума. Она слегка приоткрыла дверь и заглянула в кабинет. Дети сидели полукругом, а перед ними, варьируя громкость и темп речи, что-то говорила по-русски Катя. Иногда из ее жестов было понятно, что она изображает летящую птицу или сгорбленную старуху. Но некоторые ее движения не ассоциировались ни с какими образами, хотя явно имели смысл для маленьких зрителей.
Фрау Ланге прикрыла дверь и отошла к окну. Она не могла себе даже представить, что дети видят вовсе не свою учительницу, рассказывающую им сказку. Воображение Кати создавало для них и раскрашивало яркими красками самые разные образы, а Элфи в точности воспроизводил весь сказочный антураж. И многочисленные детали, которые внезапно вторгались в эти живые картины, означали, что и воображение детей вовсю участвует в творческом процессе.
Когда дверь распахнулась, сообщая о конце урока, и Катя в очередной раз появилась в середине многоголосого и многорукого клубка, фрау Ланге окликнула ее.
— Я сейчас, — отозвалась Катя и совершила отвлекающий от себя маневр.
При помощи Элфи она создала образ воздушного шара и направила его прочь от детей. Вся ватага бросилась догонять его, подпрыгивая и пытаясь дотянуться до свисающей корзины.
Освободившись из плена, Катя подошла к окну.
— Как тебе удалось так быстро справиться с ними? — спросила фрау Ланге.
— Помог один удачный образ.
— И, конечно же, без Элфи тут не обошлось?
— А вот об этом вам лучше всего расскажет ваша Леони, — улыбнулась Катя.
Фрау Ланге помахала рукой бегущей назад дочери.
— Не буду навлекать на тебя снова весь этот муравейник. Успею только сообщить важную новость. Тебе выделили стипендию еще на один год обучения. Родители довольны. Элфи с твоим появлением стал солнышком.
Встреча
— Мы с тобой так редко теперь видимся, — радостно обняла Мони Катю.
— Зато у тебя чудесный малыш. Подрастет — будем встречаться чаще.
— На днях видела твоего мужа с детьми. Замечательный папа. Помню, как вы всех нас удивили своей неожиданной свадьбой.
— Да, — засмеялась Катя. — Мы тогда и сами не сразу догадались, что предназначены друг другу.
— Интересно, что у вашей дочки волосы каштанового цвета, а у сына белые, как лен.
— Наверное, это потому, что дочь нам послали африканские небеса, а сына — местные.
— Точно, — улыбнулась Мони. — Об этом я не подумала. Как твои абитуриенты?
— Завтра сдают выпускной экзамен.
— Ты ведь учила их все последние пять лет?
— Да, с самого первого дня, как только вновь появилась в нашей школе.
— Я часто вспоминаю их первоклассниками. И того элементала, который помогал тебе в работе. Такое так просто не забывается.
— Но у детей он будто стерся из памяти.
— Да, во втором классе. Но в этом нет ничего удивительного. Пришло время — и их захватили волны более сильных впечатлений.
Мони посмотрела на Катю внимательно.
— Ты никогда не напоминала своим взрослым ученикам об Элфи?
— Нет, Мони. Ведь для этого нужны хоть какие-то воспоминания с их стороны.
— Но, Катя, ты все же знай, что память никуда не исчезает. И она может проявиться в любой момент, если в том будет нужда.
— Вполне возможно, Мони. А Элфи сейчас наверняка присматривает за какой-то другой группой детей.
Абитур
Выпускной экзамен, абитур, в школе альтернативной педагогики принимали двое — обучающий учитель и представитель гимназии, олицетворяющий собой государственное образование. Каждому из абитуриентов отводилось двадцать минут на подготовку и столько же на устный ответ по теме, обозначенной в билете.
Один за другим перед комиссией представали абитуриенты. Перед приглашением очередного экзаменующегося господин Рихтер сказал:
— Я впечатлен, госпожа Орлова. Я много лет принимаю экзамены по русскому языку, но с такой прекрасной группой встречаюсь впервые.
Леони вошла в комнату — и Кате сразу стало ясно, что она не может справиться с волнением. Едва начав рассказ, девушка замолчала — будто кто-то перекрыл русло, по которому должны были проходить слова.
Господин Рихтер поглядывал на Катю, но ничего не говорил.
Катя протянула руку к маленькой зажигалке, лежавшей на столе. Она воспламенила ее и подняла вверх.
— Что это за магия, госпожа Орлова? — озадаченно спросил экзаменатор.
— Это магия восстановления памяти, господин Рихтер, — ответила Катя.
Леони посмотрела на пламя, и вдруг взгляд ее направился в пространство.
— Элфи, ты! — восхищенно воскликнула она.
— А это еще что такое? — продолжал недоумевать господин Рихтер.
Но ответа на свой вопрос он не получил. Лицо Леони внезапно озарилось вдохновением, и ее русская речь полилась свободно и практически без ошибок.
Катя погасила зажигалку. Она уже не была нужна. Господин Рихтер изумленно слушал Леони, а Катя спокойно наблюдала за тем, как Элфи старательно воспроизводит картины полыхающей Москвы времен Наполеона. Среди ярких образов мелькал и сам французский император, который ждал, что делегация русских принесет ему ключи от города, но так и не дождался.
Леони закончила свой рассказ. У экзаменатора не было дополнительных вопросов.
— Я правильно понял, госпожа Орлова, что эта девушка лучшая по нашему с вами предмету? — спросил он, когда абитуриентка покинула комнату.
— Совершенно верно, господин Рихтер. Она приложила немало усилий к овладению русским языком.
Леони, получившая высший балл, подошла к Кате после объявления результатов. Она хотела что-то сказать, но Катя остановила ее:
— Потом все расскажешь, Леони, позже. А сейчас просто пошли благодарность нашему старому другу. У него, конечно же, много разных дел, но все же он пришел к тебе на выручку в самый нужный момент.