Человек сущий. Том второй стр. 130

Власть вещей

Власть вещей угнетает. Хотелось бы обходиться малым. Но накопления земные так велики, что справиться с ними трудно. Иногда нужно освобождать закрома от лишних залежей.

Тьма изобретает новые и новые искушения, для того чтобы привязать взор человеческий к земле. Масса вещей бесполезных, разложенных на полках супермаркетов, забирает внимание, время и силы людей. Иногда они бродят целый день по этим лабиринтам предметов, излучающих желание обрести себе нового хозяина. Разум вещей не изучен. Но одно несомненно — что он существует, даже потому, что предмет, созданный человеком, несет в себе часть его силы, которая перешла к вещи от создателя. Автоматическое производство делает предметы все более бездушными.

Кто уберегся от людей — тот от власти вещей бессилен. Они убивают наше сознание. Они крадут наше пространство и душат своим присутствием ростки огненной силы. В идеальном своем варианте лишь комнатой чистоты должно остаться наше жилище, где только ковры на полу и подушки.

Отречение от влияния власти вещей есть омытие мысли. Можно иметь множество предметов, домов и всего, что помогает жить комфортно. Но зачем культивировать принадлежность вещей себе? Это худшая майя — знать, что нам что-то принадлежит. Нашего здесь ничего нет. Лишь душа и сердце. Но это не значит, что доверенное не нужно хранить достойно.

Вещи, как и деньги, нужно любить, но не привязываться к ним и не позволять их власти влиять на наши поступки и предназначение жизни. Надо идти легко и свободно. Все будет приготовлено и дано в надлежащий момент.

Бойтесь попасть под влияние вещей и под извращение сознания с их помощью. Велико воздействие вещей на человечество. Велика магнитная мощь их власти. И лишь непривязанность может направить по правильному пути. Если вещи могут изменить условия жизни, но ничего не меняют в нас самих, то налицо вовлечение сознания в поток их ядовитой паутины. Все величайшие изобретения человечества есть облегчение тяжкого труда и направление времени на развитие духа. Если это не происходит, то печален лик духа, запираемого еще на один замок.

Привязанность не выражается в значительности предметов или явлений. Даже зерно малое может послужить причиной ярой зависимости. Можно окружить себя предметами роскоши и быть свободным от их влияния. Но можно ничего не иметь и слыть скрягой, скупцом и жадобой.

Так быстро человек обрастает вещами. И если собираешься что-то выбросить, эта вещь вдруг становится нужной и необходимой. Вирус присвоения собственности так благотворно развивается в среде людской, и так трудно что-то отправить из негодного на свалку. Но заповедано иметь вещи, не привязываясь к ним, и жить вне их власти. Велик магнетизм всего земного. Привлекательность мира этого в сравнении с Огненным лишь пепел костра. Но, тем не менее, мы пытаемся зацепиться за горсть еще не остывшего праха, которому возжигаем огонь жизненных сил и на который тратим массу энергии мысленной.

Подумайте о высоком. Есть ли там место для нашего пыльного чулана? Но все же полученное нужно хранить, беречь и заботиться о нем. Но, почувствовав над собой власть вещей, задумайтесь, не слишком ли крепко держит вас повод Майи. Владейте всем, но не позволяйте вещам иметь власть над вами.

Количество вещей обостряет звериные инстинкты. Их множество угнетает, навязывая свою власть и нежелание расстаться с ними. То же касается и недвижимости. Каждый раз ощущать приступы присвоения собственности так тяжко для сердца. Нужно не практиковать привязанность, а отказываться от излишеств.

Вещи обладают своим собственным сознанием и стремятся, чтобы их купили, взяли с собой, приблизили и сделали любимыми, чтобы их жизнь не превратилась в тесное заключение в платяных шкафах и на гардеробных полках. Излишняя зависимость от покупок часто внушена миром вещей, их объединенным сознанием.

Если в крепостной России люди были в категории вещей, которые можно купить или продать, то в современном мире у вещей — статус власти над людьми. И в этом смысле страшнее всего роскошь, которая постоянно заставляет о себе думать. Парадокс, но люди попали в рабство к красивым вещам. И вырваться из золотой клетки — значит разрушить психологическую основу существования.

Часто довольство и достаток лишь разлагают качества духа и не могут закалить его. Лишь утеснения и трудные жизненные ситуации выковывают настоящее противление злу и крепость психической энергии. Но такая ситуация необходима лишь в начале пути. Когда преодолена власть вещей, денег и желания властвовать, тогда допускаются даже проявления материального богатства. В руках людей щедрых и не привязанных к золоту это может стать неоспоримым благом, поскольку оказание помощи нужным для эволюции людям создает духовный фонд Живой Этики.

Собственность привязывает род человеческий к земле. Сказано, что бездомие — высшая степень самоотречения. Достигший степени саньясы становится странником в этом мире, вспоминая опыт своих путешествий в прошлых жизнях. Лишняя ноша — дополнительная усталость и избыточная нагрузка. Человек обрастает вещами, как дно судна — многочисленными ракушками. И освободиться от их власти — значит обрести новую степень свободы, которая зависит от степени расширения сознания.

Не копите сокровищ. Отягченному трудно будет взлететь. И каждая мысль будет привязана к казне своей. Сказал Владыка: «Где сокровище, там и сердце ваше пребудет». Копите в духе ваши ценности и не ищите, кроме этого, вместилищ. Иначе на одни запоры потрачены будут значительные суммы. Оставайтесь хранителями, но не собственниками, а то трудно будет вырвать корни присвоенной материи. Уезжая, не скорбите и не думайте о сохранности имущества вашего. Вы лишь на время приняли на себя роль стража. Но, охраняя, будьте старательны. Возвышайтесь духом, отрываясь от власти лишних вещей и недвижимости. Лучше не иметь ничего, чем быть привязанным к собственности. Непокой сердца связан с мыслями о ее сохранности.

 

Непривязанность к вещам

Непривязанность к вещам, а еще лучше их неимение, — лучший способ удаления связей с этим миром. Можно иметь многое, но не чувствовать приступов собственности. Конечно, когда здание рушится, где каждый кирпич уложен трудом твоим, трудно остаться равнодушным. Но что испытывает Творец, когда гибнут целые планеты, созданные трудом Сердца Его?

Непривязанность — важнейшее, что может получить человеческое существо на планете. Когда Майя старается оплести каждую ауру тысячами щупальцев, на каждом из которых — присоски искушений, нужно увидеть ясно назначение цели. Тот, кто стремится добраться до сокровенного Ашрама, может жить в гостиницах или на постоялом дворе, посещать ярмарки и балаганы, но всегда держит в сердце сокровенную цель, которая неотступно напоминает о себе.

Можно иметь вещи и не быть собственником. Но в другом случае, не имея ничего, человек предается мысленному присвоению богатств, только в этом направлении лелея мечту. Отречение от собственности есть освобождение сознания от плена вещей, или, как называет этот процесс Владыка, омытие мысли. Такое омытие дает ощущение непривязанности и обрывает цепи Майи, в которые заковано большинство людей.

Богатство не может принести вред в руках духа развитого. Осознавая иллюзорность собственности, дух развитой делает из своего богатства благословение. Воистину, поток помощи людям неиссякаем в руках щедрого.

Привязанность к собственности и наживе может быть очень мощна даже у нищего, имеющего только кусок хлеба. Будда часто упрекал своих учеников в том, что они привязаны мыслью к вещам. Они ему отвечали, что они нищи. Благословенный указал на привязанность внутреннюю. И одновременно похвалил человека, купающегося в роскоши, за непривязанность к богатству.

Знание законов иллюзии освобождает от Майи. Пламя осознания огненного не даст мысли низшей удержаться в атмосфере чистоты пылающей. Поэтому не бойтесь получить богатство. Бойтесь подпасть под влияние привязанности к собственности. Мы в мир пришли только с одним сокровищем — адамантом сердца. И в этом месте — наше главное богатство.

В основе всех привязанностей находится получение наслаждения от ощущений, действий или видений. Паутина Майи так плотно окутывает человека, так красочно украшает каждую подробность жизни, что очень легко заблудиться в ее радужных картинках. Зависимость укореняется в человеке памятью уже когда-то полученного позитивного опыта.

Зависимость рождается всегда, если человек перешел границу любования и восхищения и подумал об обладании вещью. И если она нарастает, то превращается в манию, которая крадет в душе пространство, принадлежащее духовным ценностям. Путы материальности притягивают человека к земле все сильнее и сильнее, развивая в нем все новые и новые формы зависимости. Чревоугодие — одна из них. Это же можно соотнести ко всему, если оно избыточно.

Многие душевные силы люди отдают вещам, которыми они окружены. Часто это их любимая и задушевная компания, которую они холят и лелеют. Вещи грабят сокровища души. Привязанность к ним — худшая зависимость. Не говорим, что нужно пренебрегать вещами — их нужно беречь. Но доводить бережливость до фетишизма и зависимости от них не следует.

Частная собственность является точкой наиболее болезненного соприкосновения с материальным миром. Сколько страданий, несчастий и потерь испытывает душа, ныряя в этот радужный омут Майи. Худшее из заблуждений — считать себя собственником чего-то или кого-то, если даже наше время и наше здоровье нам не принадлежат. А приступы присвоения собственности как сгусток земных желаний тянут за собой целый шлейф прочих ненужных привязанностей, затемняя лучистые структуры нашей души. Кармический соблазн, связанный с наживой, настолько велик, что слабая воля уступает натиску этих соблазнов.

Молодежь пребывает в мечтах о квартире, оклеенной зелеными купюрами. Кажется, стань богатым — и все проблемы решатся. Но это глубокое заблуждение. Проблем станет больше. Богатый человек не может спать спокойно. Но нищий спит сном праведника. Изречение о сокровище и сердце достаточно известно, но реально. Где есть сокровища материальные, там и постоянная память о них. Поэтому в духовных практиках и поощрялась бедность. Но важно отношение к богатству. Можно быть богатым и не привязанным к нему. «Бог дал — бог взял».

Мудрость древняя указывает на непривязанность к вещам и людям недостойным. В глубине порочных намерений живет поиск истинной любви и небесного чувства. Но привязанность рождает привычку, а последнее становится уделом порока.

Влияние привязанностей на плане земном необычайно велико. С малой привычки, шутки или мимолетной симпатии начинается прорастание астральных корней, которые быстро оплетают глубины психики и становятся навязчивым и неотступным влечением к определенному предмету воображения. Малейшая привязанность к человеку или вещи начинает образовывать обратную связь, которая не всегда является нужной и качественной.

Действия желаний не греховны, они стихийны. Но греховна привязанность к желаниям, преграждающим путь восхождения. Пристрастия способны поглотить само желание, превратив его в непререкаемую власть порока. Выбраться из паутины любой зависимости — это вынырнуть со дна болота наверх, где иной воздух и иной уровень сознательности.

Если мы имеем дело с вещами и с их миром, то нельзя к ним относиться безразлично. Но держать их в хорошем состоянии — значит улучшать не только свою жизнь, но и соблюдать пространственную справедливость. Бережливость не скупость. Нужно уважать те вещи, которые нам служат. Не нужно отталкивать своим бездушием полезных помощников и сокращать нашим невниманием срок их жизни. Это не значит, что нужно быть зависимым от вещей. Это указывает лишь на то, что любому труду нужна достойная мера оценки.

Все остается на берегу земной жизни, когда волна нас уносит в открытый беспредельный океан Тонкого Мира. Но недаром заповедан нам указ смертию смерть попрать, родившись в Тонком Мире. Уход из этого мира означает возрождение там. И все наши привязанности к вещам, которые нужны здесь, — пустая трата сил и времени. Пусть все останется здесь, попав в хорошие руки. А каждому из живущих нужно умерить жадность или вовсе не иметь ее, последовав  девизу: «Имеем все, но ничто нам не принадлежит».

Как внушить здравому уму то, что нельзя с собой забрать все, чем ты окружен на земле? Притягательны связи земные, но, лишь оборвав провода желаний, можно, подобно воздушному шару, подняться в восходящих потоках на не досягаемую птицами высоту. Крылья спутанные освобождаем, избавляясь от привязанностей. Кто-то скажет, что с этим мы теряем все, чем наслаждались и что любили. А мы ответим, что, потеряв здесь, обретаем несравнимо больше там, за чертой богатства и власти.

Чистому духу легко взлетать. Чистому духу нечего страшиться, даже если он потеряет все в понимании материальности. Потеряв здесь все или отказавшись от всех удобств и комфорта этого мира, дух обретает основу в Мире Высшем. Все якоря земных привязанностей нужно оборвать, для того чтобы корабль летучий был свободен.

Легкость святого достигается умением выжигать в себе тяжелые элементы кармы, когда основным свойством становится непривязанность. Нужно научиться считать себя хранителем, а не собственником. Тогда и воззрения станут другими.

Подвижнику нечего терять, ибо он только хранитель сокровищ. Если Уста Господни призовут его к странствиям, он легко оставит все, что построил, вложив часть духа и самой жизни в дело рук своих. Непривязанность к этому миру создает непротивление судьбе. Все совершается в должный момент. Но сама покорность великой силе рока не отменяет пути жреца или воина, что в существе своем однозначно — только разные средства используются для борьбы с самим собой или с темной братией.

Крылья растут. И мы почти научились летать. Но привязаны путами незримыми к земным сокровищам, в чем бы они ни выражались. Для некоторых подаренная вещь, о которой потом пожалели, есть предмет такой привязанности. Зависимость легко приобретается, но с трудом обрывается. Причем это бывает так болезненно и мучительно, что удар оборванного резинового жгута покажется легким шлепком.

Можно окружить себя роскошью и богатством, но не стать собственником. Но трясущийся над каждой оброненной крошкой со стола являет собой худший пример стяжательства. Именно по тому, как человек может распорядиться своим последним достоянием, определяется степень привязанности и жадности. Существа, не обремененные привязанностью к вещам, у которых отсутствует стяжательство и скупость, отмечались Буддою как обладатели зачатков высшей добродетели.

Отдаление сознания от материальных благ, или даже полный отказ от собственности, считается условием преуспеяния, по словам Благословенного. Но позднее Он уточнил это положение моментом непривязанности. Можно иметь много и не считать все это своим, потому что все в мире иллюзорно и скоротечно. И даже наши тела, износившись и выполнив свою миссию, покидают нас, и мы ищем новое вместилище для души.

Величайшее заблуждение человечества — собственность, которая и создает уклад однообразия. Именно собственность привязывает под разными предлогами человека к одному месту. Космочеловечество даже одной планетой не может обойтись. Привязывать себя к отдельному куску земли так же опасно, как и копить сокровища.

Большинство недоразумений и мелких ссор происходят по одной простой причине. Многие считают своими не только землю и дом, но и весь мир. В некоторой степени они правы. Но чувство собственности — это скрытая жадность, которая порождает гнев и мешает быть великодушными. Нужно постоянно напоминать себе, что в этом мире нам ничто не принадлежит. Даже мы сами, вместе с нашим телом, созданы Высшей Волей для какого-то, скрытого от нас замысла. Все приступы собственности закончатся, как только мы осознаем тщетность такой привязанности.

Человеческая жизнь ценна как средство достижения определенной степени отрешения от привязанностей. Постижение духовных сил в плотном теле и накопление опыта страданий годны и для других миров. Все то, что привязывает нас к земле, прорастает и, укоренившись, мешает взлететь, являя кармическую зависимость от плотной материи. Но нужно с пользой принять мир земной. В нем много полезного происходит, чего нельзя миновать.