Путь в Монголию
Из Хотана по Китаю шли маршрутом: Каргалык — Яркенд — Кашгар — Аксу — Куча — Чарчи — Карашар — Кумыш — Цайо-пу — Урумчи.
В Аксу Владыка сообщил:
— Много боя было около вас эти дни. Счастливо спасли Урусвати, прекратив воспаление уха. Опасность была в том, что железа должна была давить на нерв мозга. Но я вовремя послал луч, чтоб магнетизировать молоко. Также зубы Фуямы должны быть поправлены, иначе может быть опасность.
В Урумчи прибыли 11 апреля 1926 года. Планы на будущее обозначились так:
— Руки мои направлены к северу. Поверх всего стоит сужденная вершина. Москва — ступень. Монголия — ступень. Мой Ашрам — ступень. Вершина Белухи — центр мира. Только там зародится Союз Востока, который обратится в Союз Мира.
В Москву Николай Константинович должен был поехать один. Елена Ивановна это время должна была провести на Алтае. Но она выразила желание поехать вместе.
— Почему не попробовать? — сказал Владыка. — Тем более что на Алтай можно поехать позже.
Урумчи покинули 16 мая 1926 года. 1 июня на озере Зайсан сели на пароход «Лобков». В Семипалатинске пересели на пароход «8 февраля», идущий до Омска. От Омска добирались поездом. В Москву приехали 13 июня 1926 года. В этот же день туда прибыли Зинаида и Морис Лихтман (Радна и Авирах).
7 августа Рерихи вместе с Лихтманами добрались до Верхнего Уймона на Алтае. Было сказано:
— Сюда доходил Будда.
17 августа переправились на пароме через Катунь в Уймонскую долину. Издали наблюдали снежные вершины.
— Сегодня видели Белуху и долину города, — пояснил Владыка.
Еще в мае 1924 года он сказал:
— После станет ясно, как строить Звенигород. Внизу будет город новой эпохи; на высоте 7000 футов — храм человеческих достижений; на высоте 12000 футов — место встреч земли с духом.
Верхний Уймон покинули 18 августа. А 4 сентября расстались в Новосибирске с Лихтманами.