Человек сущий. Том третий стр. 119

ГУНЫ

Гуны

Монада — то самосущее, беспорочное и вечное, что всегда пребывает с нами в нас. Если даже мы будем лишены всех покровов и оболочек, она все же останется вечным и бессмертным носителем нашего сознания. Включая в себя шестой и седьмой принципы и становясь Логосом, или Безмолвным Голосом, она рождает из себя три качества энергии, три гуны, посредством которых действует в проявленном мире. Раджас, тамас и саттва суть механизмы проникновения монады в мир. Через тамас монада погружается во тьму минерального существования, которое длится бесконечно долго — от рождения до гибели всего планетарного круга. Постепенный переход от тамаса к раджасу наблюдаем в растениях, а затем в животном состоянии, пока одухотворение не введет в сознание саттвическую природу, которая уготовит возвращение в Мир Света.

Там, где нет ничего, мысль обитает незримая. Там, где мысли, сливаясь, создают эгрегор идеи, рождается свет, вещество привлекающий. Вращение мыслей создает магнитные силы, влекущие рой мельчайших частиц космической пыли. Духовная мощь привлекает энергию сотворения. В ней дух реализует свои извечные гуны. За светом всегда устремляется ярый раджас. И лишь через действие в мире земном создаются знаки присутствия духа.

Космическая Любовь — проводник энергий Высших Миров и причина создания материального мира. Энергии положительного полюса постепенно уплотняются, инволюционируя от саттвичности к активному состоянию, или раджасу. Тамас является вместилищем грубой материи и самой инертной фазой развития души, создавая отрицательный полюс магнита Великой Жизни. Проявление чувств тамасических — это полное, но противоположное отражение саттвичности. Пары противо­положностей двоичны, тогда как проявление качеств троично во всей вселенной.

Как без тероса нет тамаса, так и без тамаса нет тероса. Всеначальная энергия имеет полюса и градацию степеней, переходящих от одного состояния к другому. Без духа не развивается материя, и без материи невозможно проявиться духу. Как человек нуждается в Ангеле-Хранителе, так и Хранитель проявляется через человеческое существо.

Нельзя разорвать неразрывное. Если нить жизни состоит из трех тонких составляющих нитей качеств: белой — саттвы, красной — раджаса и черной — тамаса, то разъединить их невозможно. Лишь воспитанием духовным трудом возможно перекрасить их в один белый цвет. Но пока ткань чувств склоняется к багровым тонам. Высшие чувства естественно влиты в состав белой нити.

Магнитные линии выстраиваются между двух полюсов. Между радостью и страданием пролегает работа души. Людям скучно жить в потоках огненного покоя. Нити тамаса тянут вниз, заземляя высокие устремления сознаний. Магнитные линии довлеют к нижнему полюсу. Но в верхний входит энергия новых мыслей и идей.

Осознание существования Космического Магнита, соединяющего дух с высшими энергиями, являет утверждение роста сознания. Усвоивший жизнь как кооперацию Высших Сил с низшими уже являет зачаток Сотрудника Начал. В круге Великой Жизни вращаются три силы, как на величайшем символе — Знамени Владык. Все явления лишь соединение этой великой триады.

Если раджас привык действовать в рамках физических, то саттва предпочитает ментальную сферу. От дисбаланса может наступить кризисная ситуация. Но приложение различных качеств в каком-то совершенно непредсказуемом деле может явить обогащение или взаимное дополнение энергий. Тамас владеет животной, или земной, силой. Саттва — силой духа. А раджас пытается синтезировать качества одного и другого, превращая силы в иное качество. Вода, лед, туман, пар и акаша есть разные формы одного и того же вещества. Так же точно преобразуются энергии, поднимаясь выше и выше и обретая качества духа.

Тамас нельзя называть тьмой или чистым невежеством. Без него не может развиваться чистая мысль. Он как перегной или ил для роста растений невиданной красоты. Само Древо Мира корнями укреплено в низшей гуне и благодаря тому, что перерабатывает низшие энергии, привлекает высшие. Чистая саттва эфемерна, как аромат цветов. Без сосуда нельзя удержать даже воду, обозначающую раджас в стадии земной. Но дух должен быть уплотнен или в чем-то растворен, прежде чем сможет проявить себя и быть замеченным.

Пресыщение тамасом вызывает отравление. Но резкий отход от него грозит вначале потерей сил, ибо вырываются корни из недр гумусного слоя, питающего все наше энергетическое Древо. Но позднее мы учимся извлекать из стихий полезные ингредиенты, как человек, вступивший на путь вегетарианства, — из растительно-молочного питания.

Чем меньше остается элементов, связывающих нас с духами земли, чья энергия тамасична, тем мощнее входит в тело саттва, хранящая духовное электричество — огонь пространства. Лишь огонь не стареет и остается чистым. Лишь огонь и его присутствие в человеке даруют вечное существование и бесконечное постижение знания.

Воздействие тамасических энергий вызывает грубые вибрации. Но саттва — это излучения тонкого и чистого света любви из глубин сердца. Солнце жизни не устает и не иссякает от истечения своей лучистой энергии, но привлекает космические волны вселюбия. Даже ярые враги в свете солнечного разума предстают как существа, одержимые и омраченные духами ненависти, зависти и гнева. Самим людям такие негативные эмоции всегда были чужды, пока духи зла не убедили их, что насилие добивается своего результата быстро, применяя принцип жестокости и кровавого пира.

Достигая степени полуденного солнца, или вселюбия, становятся Сотрудником Начал. Но влияние низшего мира для такого высокого духа губительнее, чем для обывателя, живущего в круге раджаса. Любовь проявляет все качества саттвы, делая из земного обитателя светоносное существо иного мира, случайно заглянувшее в долину страданий.

Времена падения в материю закончились. Инфернальные слои уже не властны над человеком. Но и там идут процессы преобразования и трансмутации, без которых невозможно изменить общую картину мира. Если палитра художника лишится внезапно темных тонов, то полотна не станут более выразительными. Нужно не уничтожение тамаса, но его преобразование в более высокое состояние. Три гуны так и будут царствовать в мире. Но качество их поднимется на новый уровень в наступающем Золотом Веке. Но так сложен переход от самого низшего состояния к самому высшему. Трудно в одночасье уравновесить высокое и низкое, чтобы добиться паритета обоих начал. Но лучше, если бы низшее преобразилось и органично вошло в высокое.

Разделение произошло, и мощь противоречий двух полюсов материи неимоверна. Существа тамасического плана, привязанные к уплотненному существованию, заряжены силой разрушения и успешно действуют на плане земном, пристраиваясь к возросшим энергиям космоса при помощи алкоголя и наркотиков. Сила злобы, сила тьмы, сила инволюции не слышит Зова духовных вершин. Тамасические натуры стараются унизить и загасить проявления, наиболее яркие.

Дав единожды неверное направление энергии, трудно найти путь прямой. Но понять — значит победить. Сублимация лежит в основе преображения энергий. Весь творческий потенциал хранится в закромах тамаса, и, лишь очистив эти сокровища от наслоений грубой материи, можно увидеть свет, изначально в них заложенный.

Дети, не осознающие в полной мере своего места и поведения, имеют больше саттвы, чем тамаса. Но деятельность обучает их жизни в новых условиях. Но сознание людей затемнено нагнетением излишнего раджаса. Сам по себе раджас хорош и необходим до определенного момента, когда, исполнив свою сознательную роль, должен плавно перейти в покой саттвичности, или деятельного блага. В этом состоянии мысленное действие достигает степени реализации и входит в гармонию с Огненным Миром. Это и станет началом нирванического сознания.