Человек сущий. Том третий стр. 120

Коротко о гунах

Провозглашаем мощь триединства сил жизни. Три гуны вращают Великое Колесо существования.

Гуны есть основные качества жизни — саттва, раджас и тамас. Свет и тьма рождают деятельность, или функцию движения.

Три энергии циркулируют в каждом теле. Раджас, саттва и тамас не могут быть разделены, но вместе трудятся успешно. Терос и тамас есть двигатель земной жизни.

Саттва не может проявляться сама по себе, ибо она светоносна и духовна. Необходимо посредничество стихий и чувств как универсальных растворителей духа. Именно саттва, хранящая в себе неисчерпаемый резервуар любви, пронизывает нитями своего незримого присутствия все явления и предметы космоса.

Энергия тамаса сродни гумусному слою земли или черному перегною, которым удобряют бедные и неплодородные почвы. Тамас должен служить духу как один из полюсов проявления космического.

Энергия тамаса должна стать горячим паром, возносящим шар духа, ибо тамас не сознательная тьма, но грубая часть созидательной энергии. Тамас и терос трудятся в упряжке духа. Тамас и терос творят заповеданное духом истины.

Творящие силы, одетые в панцирь невежества, являют неприятие высших законов. Только подчиняясь воле тероса, тамас может творить. Иначе силы созидающие обратятся в энергии разрушения.

Заменяем вихрь агрессии и гнева творческой спиралью устремленности. И во всем продвигаемся именно этим путем, используя силу тамаса для вхождения в области тероса.

Духовность даже империл способна превратить в силу созидающую. Тамас хранит залежи энергий для прорыва в будущее, но только терос может указать дорогу туда.

Огонь как наиболее духовная из стихий является посредником между Миром Света и земной материей. Формы саттвы не уловимы без тамаса. Раджас необходим для обеих гун.

Оптимизм — ток саттвы. Печаль — влияние тамаса. Разбуженная энергия труда, или раджас, всегда находит себе поле деятельности.

Дух ищет новых проявлений. Дух дерзает в поисках необычных проявлений себя. И поэтому не нужно мешать движению саттвичности в сторону раджаса. Как может проявиться на земле Свет, если не через действие? Действие огненное хранит в себе весь потенциал духа.

Когда дух неутомим, он беспокоит сферы тамасические, пробивая тучи бездеятельности молниями раджаса, где деятельность лежит в основе всех земных проявлений и где хаос обретает форму нацеленных энергий.

Звучания радости распыляют знаки империла и превращают отбросы тамаса в раджас. Саттва не может действовать без Радж-Агни — огня энтузиазма.

Низшая природа материи и гун плавится, отдавая лучшие части сил своих, чтобы достичь равновесия. Равновесием побеждается Кали-Юга. Раджас побеждает тамас, и саттва поглощает их обоих, чтобы вспыхнуть солнцем яснознания.

Нельзя постоянно в себе носить смертоносную силу вечного недовольства. Преобразование тамаса в раджас — уже начало изменения сознания.

Тамасические силы на планете достаточно сильны. Хотя и здесь намечается перелом в балансе энергий в сторону преобладания саттвичности. Волнение тамаса тем сильнее, чем ощутимее привязанность к темным недрам судьбы.

Тамас скрывает истину до времени. Но раджас пытается добраться до нее, используя любые способы.

Тамас не терпит зарниц света. Тамас слепит дыхание пробудившихся сердец.  Только после многих страданий осознаешь всю гибельность погружения в низшие проявления тамаса.

Низшая природа, собранная в самых грубых чакрах человека, соответствует энергии тамаса. Это он постоянно беспокоит мир человеческой мысли и нарушает течение высоких чувств, прокладывающих путь от сердца к обители Бога.

Только подавив природу низших проявлений, увидим открытые Врата Космической Мудрости. Но тамас — это материя, и нужно заставить служить материю проявлениям духа.

Дух скорбит, когда тело купается в грехе. Для духа саттва — родная стихия. Для физического тела — тамас. Каждый исполняет закон своего назначения. Одеяние тамаса рано или поздно придет в негодность, и сквозь оболочку невежества проявится свет сияющей сути.

Более всего человек сам себя портит, искажая свое предназначение и утверждая самоволие низшего астрала. Тамас не дремлет. Он так же подвижен, как и другие гуны и стихийные образования.

Неупорядоченность мышления, невозможность контролировать гуну страсти затемняют дух, летящий к Свету. Только пройдя через колючие заросли утеснений и вкусив горечь многих утрат, можно подавить агрессию тамаса и понять неоспоримые преимущества пути добра.

Закон тамаса цепко держит и не отпускает никого из своих рук. Крепко держит жертвы свои болото предрассудков. Энергии жизни, не использованные во благо, становятся разрушительной силой. Извержение разнообразия чувств определяет степень очищения ауры.

Составляющая бытия, тамас, приобретает вес мощнейшего элемента в силу своей плотности и громогласности. Саттва почти беззвучна и тиха, но одухотворяет болото человеческих предрассудков, благодаря чему и существует мистерия жизни.

Без саттвы не могло бы существовать ни одно образование великой вселенной, сколь бы большим или малым оно ни было. Радость — это воздух Огненного Мира.

Ясное солнце саттвы должно взойти на вершине ищущего сознания. Тамас лишь хранилище земных возможностей.

Знающий о прошлых жизнях в иных сферах страдает от соприкосновения с материей тамаса. Матрица божественного происхождения не дает забыть свой статус.

Каналы приема энергии присутствуют либо вверху, либо внизу. Но средина — это трансформированное сочетание либо саттвичности, либо тамаса.

Движение гун создает жизненные действия. Без этой тройственности энергий всякое проявление жизни становится неполноценным, выявляя лишь одну из сторон и не утверждая полноты синтеза.

Умствованием Бога не познать. Чувствами не понять глубины мудрости. Без любви не испытать сострадания и милосердия. Присутствие тройственности качеств удерживает гармонию космоса.

Животные не вкладывают в тамас высшей мыслительной силы, поэтому вредят меньше космосу, чем яростный или безумный лукавый ум. Повышение уровня разумности от тамаса к саттве и есть путь всеначальной энергии от мрака безмыслия до чистой светоносности.

Поднявшиеся над тщетою земной уже не думают о нуждах тамасической природы. Они отпадают сами собой, оставляя телу автоматические функции низших чувств.

Провокация против существ, более высоких по уровню развития духа, — обычное дело в условиях человеческого общества. Люди готовы заклевать любого гадкого утенка, который посягнет на нарушение законов тамаса.

Угасание тамаса дает силу высшим качествам духа. Когда в саттву превращены все чувства и мысли, то цель наших жизней достигнута.

Мир обнажает сокровенное. Мир открывает сокровище накоплений. Но вместе с лучшим выявляется вся тамасическая природа, которой тяжко выдержать мощь пламенного ветра энергий.

К высшей цели протянута нить сияющая. Не освободившись от тяжести тамаса и не став легкими, не продвинуться вверх: иначе можно нить оборвать. Пульсации тамаса будут сокращаться, но овладеть земными огнями возможно, лишь призывая пространственные силы Агни.

Загрязненные в материальной среде, мы можем омыться лишь в потоке льющегося пламени. Обжигающая чистота омывает тело, и грехи вспыхивают, как старая ветошь. Но вызвать огнь поядающий может лишь сердце, измученное страданиями.

Владыки ждут пробуждения нашего из сна заколдованного круга невежества. Они протягивают руки тому, кто вынырнул из тумана тамаса, родившись в новый и неизведанный мир, некогда родной, но давно уже забытый.

Из глубины тамаса рождаются великие духи. Одоление материи дает им силу восхождения. Выше всех качеств — дух жизни. Преодоление власти гун — цель высочайших устремлений.